Сегодня, 12 Декабрь 2017

История

 
 

Прокуратура Республики Калмыкия – одна из структур единой централизованной системы прокуратуры Российской Федерации – прошла трудный путь становления и развития.

         ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Знакомясь с историей органов прокуратуры Калмыкия, необходимо знать, что калмыки (самоназвание - хальмг) - потомки ойратов, живших в западной Монголии (Джунгарии). Это были племена кочевников, родственные монголам по своему образу жизни, языку, культуре и религии. В XIII веке ойраты вошли в состав государства Чингисхана. В конце XVI-начале XVII вв. дефицит пастбищных территорий, феодальные междоусобицы побудили правителей крупных ойратских этнополитических объединений откочевать в степи Западной Сибири, которая после похода Ермака оказалась в составе России. В 1608-1609 гг. они принесли присягу на подданство русскому царю. В дальнейшем эта часть ойратов, которых называли калмыками, расселилась по территории междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Во второй половине XVII в. в Нижнем Поволжье образовалось Калмыцкое ханство и начала складываться самостоятельная монголоязычная народность - калмыки.
В 1697 г. Петр I, уезжая за границу в составе великого посольства, поручил Аюке-хану охранять южные русские границы. В 1771 году Калмыцкое ханство прекратило свое существование в связи с тем, что большая часть калмыков откочевала в Китай. А оставшиеся калмыки были включены в имперскую систему управления.
В год создания Российской прокуратуры в июне 1722 г. Петр I во время своей поездки по степям Поволжья удостоил аудиенции хана Аюку. Русский царь наградил калмыцкого хана золотой саблей и просил направить калмыков для участия в приближающемся Персидском походе.
После смерти Аюки-хана среди претендентов на ханский престол начались междоусобицы. 7 марта 1735 г. «главным управителем калмыков» российским правительством был провозглашен Дондук-Омбо. Впоследствии 14 октября 1800 г. император Павел I своей грамотой утвердил хана Тундутова наместником калмыцкого народа. При новом наместнике был восстановлен суд зарго из 8 зайсангов.
23 апреля 1847 г. управление калмыками перешло от Министерства внутренних дел в ведомство Министерства государственных имуществ, т.е. Калмыцкая степь отдавалась во власть управляющего Астраханской губернской палатой государственных имуществ, который стал называться главным попечителем калмыцкого народа. Улусами фактически управляли улусные попечители, наделенные административными и полицейскими функциями. Калмыцкий суд (зарго) был ликвидирован, все гражданские и уголовные дела разбирались в судебных органах Астраханской губернии.
Астраханская губернская прокуратура состояла из прокурора и двух стряпчих по уголовным и казенным делам. Прокурор доносил генерал- прокурору о нарушении законодательства в суде, приносил протесты по делам.
С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. В этот период закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанности ведение наблюдения за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта. При рассмотрении уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров.
В 1894 г. должность Астраханского губернского прокурора была упразднена. Институт стряпчих в таком виде и в основном с такими функциями просуществовал до Октябрьской революции 1917 г.

В 1917 году в Астрахани с 26 по 31 марта состоялся I съезд представителей калмыцких улусов. Первым пунктом постановлений съезда был упразднён институт попечительской власти, была образована Степная область калмыцкого народа. 

4 ноября 1920 г. совместным постановлением ВЦИК И СНК РСФСР из частей территорий Астраханской, Царицынской, Ставропольской губерний, Донской и Терской областей была образована Калмыцкая автономная область, которая в 1935 г. преобразована в Калмыцкую автономную Советскую Социалистическую Республику (КАССР). 

В 1941-1945 годах воины Калмыкии мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, героически трудились в тылу. Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоен звания Героя Советского Союза.

В декабре 1943 г. калмыцкий народ был незаконно депортирован в Сибирь, а Калмыцкая АССР упразднена.

Только в 1957 году калмыки были реабилитированы и вернулись на родину. В январе 1957 года в составе Ставропольского края была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1959 году в Калмыцкую автономную Советскую Социалистическую республику, а затем в 1991 году  в Республику Калмыкия-Хальмг Тангч.

В феврале 1996 года республика получила свое современное наименование – Республика Калмыкия. Регион входит в состав Южного федерального округа.
 
Территория Республики Калмыкия составляет 76,1 тыс. кв. км. В составе республики - 13 районов, 3 города (Элиста, Лагань, Городовиковск), 112 сельских муниципальных образований и 262 сельских населенных пункта. Столица республики – город Элиста.
Численность постоянного населения составляет 279 тыс. чел. 

 

ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ 

Становление прокурорского надзора в Калмыкии прошло все стадии, аналогичные российскому, но со своими особенностями. На основании  Положения о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года на территории Калмыцкой автономной области началась работа по организации областной прокуратуры.
18 сентября 1922 года состоялось Особое совещание по организации Калмыцкой областной прокуратуры, в котором приняли участие ответственные работники ЦИК, обкома РКП(б), отдела юстиции, совнарсуда и ревтрибунала. На совещании было принято решение о ликвидации отдела юстиции Калмыцкой автономной области с передачей его функций прокуратуре. Калмыцкая область, состоящая из восьми уездов, была распределена на шесть прокурорских участков: Приволжский, Яндыко-Мочажный, Малодербетовский, Манычско-Икицохуровский, Большедербетовский, Ремонтненский. На этом совещании был рассмотрен вопрос о порядке определения помощников прокурора и о стаже для кандидатов в помощники прокурора. Было решено «ввиду сложности и серьезности функций, возложенных на помощников прокурора, сообразуясь с местными условиями выдвигать товарищей по возможности имеющих достаточный практический и служебный стаж в органах юстиции РСФСР и обязательным знанием советского законодательства».
9 октября 1922 года отдел юстиции Калмобласти был ликвидирован, и его функции перешли к прокуратуре и суду. Именно этот день является днем образования Калмыцкой прокуратуры. 
Приказом прокурора РСФСР № 22 от 2 ноября 1922 года прокурором Калмыцкой автономной области был назначен Иванов Никита Михайлович, до этого занимавший должность заведующего отделом юстиции Пензенской губернии. До его приезда обязанности прокурора области исполнял помощник прокурора - член коллегии Ревтрибунала Ельницкий Д.М.
Начальный этап деятельности прокуратуры Калмыцкой автономной области знаменателен тем, что ее создание объективно диктовалось необходимостью укрепления государственного управления, обеспечения единого укрепления законодательства, потребностью народных масс в утверждении дисциплины и порядка во всех сферах социальной жизни.
30 декабря 1922 года прокурор Калмыцкой автономной области издал приказ №35, которым установил три прокурорских участка в соответствии с административным делением области: улус – прокурорский участок.
Первый участок состоял из судебно-следственных районов: Приволжского, с включением в него Калмыцко-Базаринского, Хошеутовского, Багацохуровсоких улусов, а также Яндыко-Мочажного, Эркетеновского улусов, с камерой (кабинетом) помощника прокурора первого района в г. Астрахани. Второй участок - из судебно-следственных районов: Манычского и Икицохуровского улусов, с включением в него Малодербетовского улуса с камерой помощника прокурора в г. Астрахани. Третий участок включал Большедербетовский и Ремонтненский уезды с камерой помощника прокурора в г. Астрахани.
Структурно прокуратура Калмыкии, в которой работали поначалу всего 16 человек, включала в себя три отделения: отделение общего надзора; отделение по организации обвинения, надзора за организацией следствия и дознания; секретариат. В феврале 1923 года приказом прокурора области образована секретная часть.
Во главе прокуратуры стоял областной прокурор, в его подчинении находились заместитель и два помощника прокурора, на местах шесть участков возглавляли участковые помощники областного прокурора, всего 8 помощников. Главными задачами прокурорских работников того времени являлись борьба со скотокрадством, бандитизмом и детской преступностью.
При прокуроре области состояли его помощники, один из которых находился при Верховном трибунале Калмыцкой автономной области, другой при Совнарсуде. Помощники прокурора области утверждались Президиумом КалмЦИК по представлению прокурора республики. При улусных прокуратурах состояли назначаемые и отзываемые прокурором области по представлению прокурора области помощники прокурора. 
Трудности, с которыми встречались участковые помощники прокурора, хорошо видны из докладной записки помощника прокурора Павлова М.П. областному прокурору: «Главной задачей каждого участкового прокурора быть в курсе работы всех учреждений, функционирующих в данном районе. Для успешного проведения этой задачи необходимо, чтобы участковый помощник прокурора имел свое постоянное место пребывания обязательно в своем районе. Всякое отступление от этого правила вредно отражается на ходе наблюдения за законностью работы. В таком положении, хотя и временном, приходится быть мне. Живя в центре, мне приходится поддерживать связь с учреждениями лишь посредством письменных отношений, что совершено не то, если бы имелась живая связь. За месяц своей работы я мог установить связь лишь с народными следователями, которые начинают обращаться ко мне с разными запросами, касающимися производства следствий, с народными судами, уисполкомами связь пока не налажена. Большим тормозом к осуществлению связи служит дальность расстояний и отсутствие денежных средств для разъездов, так как без личного ознакомления с работой на местах наблюдательное производство дает самые ничтожные результаты». 
До конца 1924 года работа прокуратуры находилась в стадии организации и становления. Затрудняло работу то обстоятельство, что Управление областной прокуратуры располагалось в Астрахани. Штат не был полностью укомплектован, отсутствовала необходимая материальная база и гужевой транспорт, значительная часть участковых помощников прокурора не знала коренного языка. Работа в отсутствии необходимого количества специалистов, отсутствия у многих работников соответствующей профессиональной подготовки, не могла не содержать в себе неопределенную долю недоработок и упущений, не мог в этих условиях прокурорский надзор "развернуться в полную силу".  Однако работники прокуратуры пользовались авторитетом, о чем свидетельствует отрывок из доклада деятельности участкового помощника прокурора по Ремонтненскому уезду за 1923 год: «Функции прокуратуры в глазах населения не вполне уяснены, да и сведения о существовании камеры помощника едва ли широко известны, но судя по ближайшим населенным пунктам, прокуратура как орган, а, в частности, и участковый помощник прокурора имеет достаточный авторитет».
Говоря о деятельности участковых помощников прокурора нужно отметить, что в условиях Калмыцкой автономной области на них ввиду больших расстояний и отсутствия средств сообщения были возложены некоторые функции помощников прокурора, состоявших в управлении областной прокуратуры. В частности, в указании областного прокурора №1612, разосланном в мае 1923 года, участковому помощнику прокурора предлагалось впредь взять на себя надзор и заводить наблюдательные производства по всем делам по подсудности этих дел». Из архивных источников следует, что за первый год прокуратурой было рассмотрено 1386 дел, из них передано в суд 828 дел, в органы следствия и дознания - 568 дел.
С первых шагов прокуратура Калмыцкой автономной области заявила о себе как о неотъемлемом элементе системы государственной правоохраны и органе, выполняющем, прежде всего, правозащитные функции. Главными направлениями в работе на организационной стадии явились надзор за органами дознания и следствия, участие в судебных заседаниях народных судов, оказание юридической помощи населению. Надзор за следствием в органах ОГПУ осуществлялся путем изучения следственных дел, ведением наблюдательных производств и периодического обобщения работы. Осуществление общего надзора выражалось в участии прокурора и его помощников в заседаниях ЦИКа, Совнаркома и улускомов, в рассмотрении жалоб и заявлений, участие в разного рода комиссиях и совещаниях.

В марте 1923 года руководство прокуратурой  Калмыцкой автономной области было возложено на  Александра Степановича Григорьева, окончившего юридический факультет Московского университета, имевшего опыт прокурорской работы в качестве  Царицынского губернского прокурора. В августе того же года он был переведен на новую работу, а на его место по рекомендации Калмыцкого ЦИК назначен Манкиров Галзан Манкирович, уроженец Ики-Цохуровского района Астраханской губернии, имеющий опыт советско-партийной работы. В связи с отсутствием у него юридического образования он в июне 1925 года был направлен на годичные высшие юридические курсы. В период 1925 -1928 годов  должность прокурора Калмобласти  занимает Петр Тимофеевич Еремеев. Из архивных данных следует, что он родился в Симбирской области в семье бедняка крестьянина. Иных данных о Еремееве П.Т. не сохранилось. Изучение газетных публикаций за период его работы позволяет сделать вывод, что Петр Тимофеевич понимал назначение и цель прокурорской работы и прилагал большие усилия для ее достижения.

С августе 1928 года по март 1929 года прокурором Калмыцкой автономной области вновь работает Манкиров Г.М. Во многом благодаря его активной работе произошло окончательное организационное становление областной прокуратуры.

В период с 1930 по 1941 год в должности прокурора республики трудился  Хонхошев Петр Яковлевич, 1904 года рождения. До назначения на эту должность он окончил Совпартшколу 1 и 2 ступени, проработал учителем ликбеза, находился на комсомольской и партийной работе. Хонхошев П.Я. много сделал для улучшения деятельности республиканской прокуратуры, организовал учебу прокуроров и следователей, улучшил подбор и расстановку кадров, повысил требовательность к работникам районного звена. С первых дней войны работа прокуратуры была перестроена на военный лад. Исполняя свой долг, ушли на фронт, в партизанские отряды прокуроры и следователи: Лиджиев Бадма Солгачиевич, прокурор Юстинского района, комиссар партизанского отряда, погиб в ноябре 1942г.; 

На их место после краткосрочных курсов пришли молодые девушки - следователи Свинарева А.Г., Веребъева, Суринова, Бабичева (к сожалению,  их имена и отчества неизвестны). Они первые женщины -следователи трудились наравне с мужчинами. 

Прокуроры и следователи особое внимание уделяли вопросам борьбы с преступлениями, связанными с уклонением от призыва и от всеобщего обязательного обучения военному делу, дезорганизаторами тыла, паникерами. Велась беспощадная борьба с нарушениями трудовой и государственной дисциплины, хищениями и разбазариванием соцсобственности, особенно хлеба, продуктов, горюче-смазочных материалов,  самогоноварением, спекуляцией, пожарами. Большое внимание уделялось работе с жалобами красноармейцев и членов их семей, в частности, на несвоевременное получение, назначение и выдачу пособий, предоставление льгот семьям военнослужащих и оказание им помощи, проверкам детских учреждений, борьбой с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством.  

Летом 1942 года значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками, в связи с чем аппарат прокуратуры республики передислоцировался в пол. Кануково Сарпинского района. Работа прокуратуры в этот период не останавливалась  В этих непростых условиях на должность прокурора Калмыцкой АССР был назначен Карсаев Богла Карсаевич. В органах прокуратуры он работал с 1934 года в должности заместителя прокурора республики. Имея большой практический стаж работы, он в сумел мобилизовать кадровый состав  на  выполнение поставленных задач военного времени. В конце декабря 1942 года Красная Армия освободила территорию республики. К основным направлениями деятельности органов прокуратуры добавились  и задачи по  возврату государству скота, розданному населению, по восстановлению народного хозяйства, по мобилизации ресурсов для быстрейшего разгрома врага. 

28 декабря 1943 года прокурорские работники коренной национальности были уволены с занимаемых должностей и депортированы в Сибирь, прокуратура Калмыцкой АССР ликвидирована.  

После восстановления автономии прокуратуру Калмыцкой автономной области возглавлял Бжезовский Александр Сергеевич (1957-1959), участник Великой Отечественной войны. После образования прокуратуры Калмыцкой АССР  на должность прокурора республики назначен Федосеев Алексей Павлович (1960-1963). В течение  последующих 20 лет прокуратуру возглавлял ветеран войны, Заслуженный юрист РСФСР, Почетный работник прокуратуры СССР,  Заслуженный юрист Калмыцкой АССР Самохин Тавшка Шаштаевич, который стоял у истоков создания нынешнего "ока государева". Именно при нем произошел резкий подъем  авторитета прокуратуры,  выстроена планомерная система подготовки квалифицированных прокурорских кадров, способных работать в сложных  современных условиях, добиваясь реального восстановления прав и интересов граждан и государства.

Начиная с 1957 года кадровый состав прокуратуры укрепился бывшими воинами, прошедшими суровую фронтовую школу. Став прекрасными специалистами, они личным  примером вдохновляли тех, кому посчастливилось работать вместе с ними. Память о прокурорских работниках - ветеранах войны никогда не угаснет в сердцах настоящих и будущих поколений работников  прокуратуры.  Добрую память оставили о себе участники Великой Отечественной войны:  Бадякаев Бутура Горяевич, Бамбаев Бова Мудаевич, Басангов Алексей Очирович, Босхомджиев Наран Очирович, Варфоломеев Евгений Васильевич, Доргеев Павел Савельевич, Жидкоблинов Николай Иванович, Кузеванов Анатолий Александрович, Лопатин Михаил Григорьевич, Малафеев Василий Николаевич, Матвеев Василий Дмитриевич, Михеева Евгения Федоровна, Сердюков Георгий Васильевич, Тугульчиев Константин Даваевич, Федичкин Михаил Григорьевич, Щеголев Геннадий Петрович, Шевченко Иван Николаевич, Чурюмов Лидже Данилович.  

Прокуратурой Калмыкии в разное время руководили высокие профессионалы своего дела: Шипиев Владимир Бадмаевич (1983-1996), Джапов Юрий Алексеевич (1996-2001), Хазиков Николай Церенович (2001-2003, 2005-2006), Хлопушин Сергей Николаевич (2003-2005), Донченко Андрей Анатольевич (2006-2008), Кандаков Владимир Витальевич (2008-2009), Табельский Сергей Владимирович (2009 -2013).

С июня 2013 года по настоящее время прокуратуру Республики Калмыкия возглавляет Самсонов Алексей Михайлович.  

В настоящее время в органах прокуратуры республики проходят службу  122 прокурорских работника, 31 государственный гражданский служащий. Прокурорский корпус насчитывает в своих рядах 1 заслуженного работника прокуратуры Российской Федерации, 12 Почетных работников прокуратуры Российской Федерации, 2 заслуженных юристов Республики Калмыкия. Половина оперативного состава имеет стаж работы в органах прокуратуры от 10 и свыше лет, треть прокурорских работников составляют сотрудники по возрасту до 30 лет. 

Работники прокуратуры Республики Калмыкия верны традициям, заложенным старшим поколением, достойно продолжают укреплять законность и правопорядок, охраняют и защищают конституционные права и свободы граждан, обеспечивают верховенство закона.

   Документальный фильм "На службе закону"

Контактная информация

 


Адрес:
358000, Россия, Рес. Калмыкия,
г.Элиста, ул. Самохина, 1


Контактные телефоны
Приёмная: 8 (847-22) 3-56-00

Дежурный прокурор:

9.00-18.00 Суббота-воскресенье, круглосуточно

8-960-897-00-77

8 (847-22) 3-56-14

Прием граждан: 

8 (847-22) 3-56-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

 

Поиск по сайту