Конституционный Суд Российской Федерации по запросу группы депутатов Государственной Думы проверил конституционность положений статей Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, которыми внесены изменения, предусматривающие с 1 января 2019 года поэтапное повышение возраста (на пять лет), (с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин) по достижении которого назначаются государственные пенсии отдельным категориям граждан, страховые пенсии по старости и по случаю потери кормильца.
Авторы запроса полагали, что оспариваемые нормы закона о повышении возраста, при достижении которого будут назначаться социальные и страховые пенсии ухудшают и умаляют конституционные права граждан на социальное обеспечение по старости и противоречат статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации, "поскольку изданы вопреки мнению большинства граждан и не отвечают общепризнанным критериям социального государства, так как не способствуют обеспечению достойной жизни и свободному развитию российских граждан".
Как полагали заявители, "финансово-экономический блок Правительства Российской Федерации не провел предварительную всестороннюю оценку последствий принятия данного Федерального закона, не были проведены научные и экспертно-аналитические исследования вопроса об определении прогнозируемых сроков повышения пенсионного возраста с учетом существующих показателей и проблем, а также прогнозируемых позитивных и негативных последствий в сфере демографии, занятости, внутренней политики, миграции, а самое главное в финансово-экономической сфере".
По результатам проверки запроса Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемые положения статей 4 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" не содержат неопределенность, поскольку Конституция Российской Федерации не исключает возможности повышения пенсионного возраста федеральным законом. Вопрос же о целесообразности данной меры - как предполагающий по существу оценку ее социально-экономической обоснованности в контексте проводимой государственной политики, а также демографических и иных факторов - не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
В этой связи, суд признал запрос группы депутатов Государственной Думы не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 г. не противоречит Конституции РФ.
Законодатель вправе изменять данный возраст, если это обусловлено объективными факторами (социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими). Оценивать же социально-экономическую целесообразность такого изменения Суд не вправе.
Конституционность решения законодателя не зависит от того, в какой мере были учтены пожелания граждан в ходе работы над законопроектом. Конституция РФ не обязывает проводить всенародное обсуждение либо референдум по вопросу, который предлагается решить в законе, находящемся на рассмотрении Госдумы. Даже если спорные нормы имеют высокую общественную значимость.
Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ: АППАРАТ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ