Прокуратурой Юстинского района проверены локальные акты (Правила, Положения) дошкольных образовательных учреждений Юстинского района, устанавливающие правила приема детей в детские сады, по результатам чего установлено, что их отдельные нормы противоречили федеральному законодательству, в частности ФЗ «Об образовании в РФ» и Порядку приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 (далее – Порядок).
Помимо этого, указанные локальные акты основывались на нормативных правовых актах, утративших силу.
Прокуратурой района выявлены несоответствия процедуры регистрации заявлений родителей (законных представителей) о приеме детей в дошкольную организацию.
Локальными актами не были предусмотрены обязанности образовательного учреждения заключить обязательный после приема ребенка договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, а также издать распорядительный акт о зачислении ребенка.
В некоторых детских садах при подаче родителем (законным представителем) ребенка заявления о приеме в обязательном порядке необоснованно требовались многочисленные документы, не предусмотренные федеральным законодательством (справки о составе семьи, копия сберегательной книжки, документы на предоставление льготы, прививочная карта и др.).
Согласно п. 5 Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Между тем в нарушение указанного положения федерального законодательства некоторые локальные акты дошкольных образовательных учреждений Юстинского района устанавливали возможность отказа в приеме ребёнка при наличии медицинских противопоказаний для посещения ребёнком Учреждения.
Норма статьи 61 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения образовательных отношений в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
3) досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В нарушение указанных положений федерального закона в Положениях и Правилах некоторых дошкольных образовательных учреждений района предусматривалась возможность отчисления воспитанников за невыполнение условий договора между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника.
В результате несоответствия локальных актов дошкольных образовательных учреждений района закону и иным нормативным актам нарушались права всех детей на доступ к обучению по основным общеобразовательным программам.
В этой связи прокурором района на незаконные акты 5 дошкольных образовательных учреждений района внесены протесты с требованием внести соответствующие изменения и дополнения.
В настоящее время все протесты рассмотрены, требования прокурора района удовлетворены, локальные акты о приеме детей в дошкольные образовательные учреждения района приведены в соответствие с федеральным законодательством.