Сегодня, 20 Ноябрь 2017

К 90 летию создания Калмыцкой прокуратуры

ЭТО НАША ИСТОРИЯ

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
     Знакомясь с историей органов прокуратуры Калмыкия, необходимо знать, что
калмыки (самоназвание - хальмг) - потомки ойратов, живших в западной Монголии (Джунгарии). Это были племена кочевников, родственные монголам по своему образу жизни, языку, культуре и религии. В XIII веке ойраты вошли в состав государства Чингисхана. В конце XVI-начале XVII вв. дефицит пастбищных территорий, феодальные междоусобицы побудили правителей крупных ойратских этнополитических объединений откочевать в степи Западной Сибири, которая после похода Ермака оказалась в составе России. В 1608-1609 гг. они принесли присягу на подданство русскому царю. В дальнейшем эта часть ойратов, которых называли калмыками, расселилась по территории междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги. Во второй половине XVII в. в Нижнем Поволжье образовалось Калмыцкое ханство и начала складываться самостоятельная монголоязычная народность - калмыки.
     В 1697 г. Петр I, уезжая за границу в составе великого посольства, поручил Аюке-хану охранять южные русские границы. В 1771 году Калмыцкое ханство прекратило свое существование в связи с тем, что большая часть калмыков откочевала в Китай. А оставшиеся калмыки были включены в имперскую систему управления.
     В год создания Российской прокуратуры в июне 1722 г. Петр I во время своей поездки по степям Поволжья удостоил аудиенции хана Аюку. Русский царь наградил калмыцкого хана золотой саблей и просил направить калмыков для участия в приближающемся Персидском походе.
     После смерти Аюки-хана среди претендентов на ханский престол начались междоусобицы. 7 марта 1735 г. «главным управителем калмыков» российским правительством был провозглашен Дондук-Омбо. Впоследствии 14 октября 1800 г. император Павел I своей грамотой утвердил хана Тундутова наместником калмыцкого народа. При новом наместнике был восстановлен суд зарго из 8 зайсангов.
     23 апреля 1847 г. управление калмыками перешло от Министерства внутренних дел в ведомство Министерства государственных имуществ, т.е. Калмыцкая степь отдавалась во власть управляющего Астраханской губернской палатой государственных имуществ, который стал называться главным попечителем калмыцкого народа. Улусами фактически управляли улусные попечители, наделенные административными и полицейскими функциями. Калмыцкий суд (зарго) был ликвидирован, все гражданские и уголовные дела разбирались в судебных органах Астраханской губернии.
     Астраханская губернская прокуратура состояла из прокурора и двух стряпчих по уголовным и казенным делам. Прокурор доносил генерал- прокурору о нарушении законодательства в суде, приносил протесты по делам.
     С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. В этот период закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанности ведение наблюдения за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений. Прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования. По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта. При рассмотрении уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров.
     В 1894 г. должность Астраханского губернского прокурора была упразднена. Институт стряпчих в таком виде и в основном с такими функциями просуществовал до Октябрьской революции 1917 г.
     После Февральской революции 1917 года была образована Степная область калмыцкого народа. В 1920 г. была образована Калмыцкая автономная область. В 1935 г. Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую автономную Советскую Социалистическую Республику (КАССР).
     В период Великой Отечественной войны, летом 1942 года, значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками, но уже к январю следующего года Советская Армия освободила территорию республики. Воины Калмыкии мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах в степях Калмыкии, в Белоруссии, на Украине, Брянщине и др. В боях за Дон и Северный Кавказ отличилась 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия. Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоен звания Героя Советского Союза.
     В период Великой Отечественной войны, летом 1942 года, значительная часть Калмыкии была оккупирована немецкими войсками, но уже к январю следующего года Советская Армия освободила территорию республики. Воины Калмыкии мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах в степях Калмыкии, в Белоруссии, на Украине, Брянщине и др. В боях за Дон и Северный Кавказ отличилась 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия. Около 8 тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоен звания Героя Советского Союза.
     В декабре 1943 г. калмыцкий народ был незаконно депортирован в Сибирь, а КАССР упразднена.
     Только в 1957 году справедливость была восстановлена, и калмыки вернулись на родину. Была создана Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1959 году в Калмыцкую автономную Советскую Социалистическую республику.
     В 1991 году КАССР преобразована в Республику Калмыкия-Хальмг Тангч. В феврале 1996 года республика получила свое современное наименование – Республика Калмыкия.
     Территория Республики Калмыкия составляет 74,7 тыс. кв. км. В составе республики - 13 районов, 3 города (Элиста, Лагань, Городовиковск), 112 сельских муниципальных образований и 262 сельских населенных пункта. Столица республики – город Элиста.
     Численность постоянного населения составляет 289 тыс. чел.
 

ПРОКУРАТУРА КАЛМЫКИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

      28 мая 1922 года ВЦИКом РСФСР было утверждено Положение о прокурорском надзоре. На территории Калмобласти в соответствии с указанием ВЦИК началась работа по организации прокуратуры.
     18 сентября 1922 года состоялось Особое совещание по организации Калмыцкой областной прокуратуры, в котором приняли участие ответственные работники ЦИК, обкома РКП(б), отдела юстиции, совнарсуда и ревтрибунала. На совещании было принято решение о ликвидации отдела юстиции Калмыцкой автономной области с передачей его функций прокуратуре. Калмыцкая область, состоящая из восьми уездов, была распределена на шесть прокурорских участков: Приволжский, Яндыко-Мочажный, Малодербетовский, Манычско-Икицохуровский, Большедербетовский, Ремонтненский. На этом совещании был рассмотрен вопрос о порядке определения помощников прокурора и о стаже для кандидатов в помощники прокурора. Было решено «ввиду сложности и серьезности функций, возложенных на помощников прокурора, сообразуясь с местными условиями выдвигать товарищей по возможности имеющих достаточный практический и служебный стаж в органах юстиции РСФСР и обязательным знанием советского законодательства».
     9 октября 1922 года отдел юстиции Калмобласти был ликвидирован, и его функции перешли к прокуратуре и суду. Именно этот день является днем образования Калмыцкой прокуратуры. 
    
Приказом прокурора РСФСР № 22 от 2 ноября 1922 года прокурором Калмыцкой автономной области был назначен Иванов Никита Михайлович, до этого занимавший должность заведующего отделом юстиции Пензенской губернии. До его приезда обязанности прокурора области исполнял помощник прокурора - член коллегии Ревтрибунала Ельницкий Д.М.
     Начальный этап деятельности прокуратуры Калмыцкой автономной области знаменателен тем, что ее создание объективно диктовалось необходимостью укрепления государственного управления, обеспечения единого укрепления законодательства, потребностью народных масс в утверждении дисциплины и порядка во всех сферах социальной жизни.
     30 декабря 1922 года прокурор Калмыцкой автономной области издал приказ №35, которым установил три прокурорских участка в соответствии с административным делением области: улус – прокурорский участок.
     Первый участок состоял из судебно-следственных районов: Приволжского, с включением в него Калмыцко-Базаринского, Хошеутовского, Багацохуровсоких улусов, а также Яндыко-Мочажного, Эркетеновского улусов, с камерой (кабинетом) помощника прокурора первого района в г. Астрахани. Второй участок - из судебно-следственных районов: Манычского и Икицохуровского улусов, с включением в него Малодербетовского улуса с камерой помощника прокурора в г. Астрахани. Третий участок включал Большедербетовский и Ремонтненский уезды с камерой помощника прокурора в г. Астрахани.
     Структурно прокуратура Калмыкии, в которой работали поначалу всего 16 человек, включала в себя три отделения: отделение общего надзора; отделение по организации обвинения, надзора за организацией следствия и дознания; секретариат. В феврале 1923 года приказом прокурора области образована секретная часть.
     Во главе прокуратуры стоял областной прокурор, в его подчинении находились заместитель и два помощника прокурора, на местах шесть участков возглавляли участковые помощники областного прокурора, всего 8 помощников. Главными задачами прокурорских работников того времени являлись борьба со скотокрадством, бандитизмом и детской преступностью.
     При прокуроре области состояли его помощники, один из которых находился при Верховном трибунале Калмыцкой автономной области, другой при Совнарсуде. Помощники прокурора области утверждались Президиумом КалмЦИК по представлению прокурора республики. При улусных прокуратурах состояли назначаемые и отзываемые прокурором области по представлению прокурора области помощники прокурора. Сведения о деятельности участковых помощников прокуроров носят отрывочный характер.
     Трудности, с которыми встречались участковые помощники прокурора, хорошо видны из докладной записки помощника прокурора Павлова М.П. областному прокурору: «Главной задачей каждого участкового прокурора быть в курсе работы всех учреждений, функционирующих в данном районе. Для успешного проведения этой задачи необходимо, чтобы участковый помощник прокурора имел свое постоянное место пребывания обязательно в своем районе. Всякое отступление от этого правила вредно отражается на ходе наблюдения за законностью работы. В таком положении, хотя и временном, приходится быть мне. Живя в центре, мне приходится поддерживать связь с учреждениями лишь посредством письменных отношений, что совершено не то, если бы имелась живая связь. За месяц своей работы я мог установить связь лишь с народными следователями, которые начинают обращаться ко мне с разными запросами, касающимися производства следствий, с народными судами, уисполкомами связь пока не налажена. Большим тормозом к осуществлению связи служит дальность расстояний и отсутствие денежных средств для разъездов, так как без личного ознакомления с работой на местах наблюдательное производство дает самые ничтожные результаты». 
    
Конечно, в данный период деятельность участковых помощников прокуроров не была достаточно эффективной, так как кадровая нехватка, отсутствие соответствующей профессиональной подготовки у многих участковых помощников прокуроров, почти полное отсутствие материальной базы для организации камер участковых помощников прокуроров, организационные неурядицы не способствовали организации всеобъемлющего эффективного надзора.
     Однако деятельность участковых помощников прокуроров, несмотря ни на что, осуществлялась. Работники пользовались определенным авторитетом, о чем свидетельствует отрывок из доклада деятельности участкового помощника прокурора по Ремонтненскому уезду с 10 июня по 1 июля 1923 год: «Функции прокуратуры в глазах населения не вполне уяснены, да и сведения о существовании камеры помощника едва ли широко известны, но судя по ближайшим населенным пунктам, прокуратура как орган, а, в частности, и участковый помощник прокурора имеет достаточный авторитет».
     Говоря о деятельности участковых помощников прокурора нужно отметить, что в условиях Калмыцкой автономной области на них ввиду больших расстояний и отсутствия средств сообщения были возложены некоторые функции помощников прокурора, состоявших в управлении областной прокуратуры. В частности, в указании областного прокурора №1612, разосланном в мае 1923 года, участковому помощнику прокурора предлагалось впредь взять на себя надзор и заводить наблюдательные производства по всем делам по подсудности этих дел». Из архивных источников следует, что за первый год прокуратурой было рассмотрено 1386 дел, из них передано в суд 828 дел, в органы следствия и дознания - 568 дел.
     С первых шагов прокуратура Калмыцкой автономной области заявила о себе как о неотъемлемом элементе системы государственной правоохраны и органе, выполняющем, прежде всего, правозащитные функции.
     На прокурора области было возложено:

1)наблюдение за законностью деятельности всех народных комиссаров, иных учреждений и организаций, и предложение об отмене или изменении изданных распоряжений и постановлений;
2)опротестование вышеуказанных распоряжений и постановлений в Совнарком и Президиум КалмЦИК на предмет их отмены. Принесение протеста прокурором не приостанавливает проведение в жизнь опротестованного постановления или решения;
3)руководство и наблюдение за деятельностью помощников на местах и дача разъяснений по всем возникающим в их деятельности вопросам;
4)непосредственное осуществление функций прокуроров в тех случаях, когда прокурором области это признавалось необходимым;

Прокурору было представлено право присутствовать на всех заседаниях местных   исполнительных комитетов с совещательным голосом. К компетенции прокурора области в борьбе с преступностью было отнесено:

1)надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача предложений и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросам о мере пресечения, а равно и по другим вопросам, связанным с предварительным следствием.
2)возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим жалобам и заявлениям;
3)разрешение вопросов о предании суду и прекращении дел, поступающих к нему от органов дознания;
4)утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановления о прекращении дела и, в случаях несогласия прокурора с заключением следователя, направление их в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения;
5)участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех тех случаях, когда прокуратура признает личное участие в этих заседаниях необходимым;
6)поддержание обвинения в суде;
7)опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля вступивших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений советов народных судей;
8)проверка правильности содержания во всех без исключения мест лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.

В ведении и подчинении прокуратуры находились органы дознания (Калмотделение ГПУ и милиция с отделом дознания и розыска), судебно-следственные органы в улусах, управление системы заключения.
      Огромная нехватка культурных сил, квалифицированных работников, слабая связь с местами, особенно с отдаленными улусами, неграмотность большинства коренного населения, тем более кочевого, ограниченность материальных и денежных ресурсов, не могли не влиять на решение организационных вопросов на первом этапе деятельности прокуратуры Калмыцкой автономной области. На выполнении возложенных на прокуратуру задач отражалась и кадровая чехарда.
      30 марта 1923 года областной прокурор Иванов откомандировывается на Высшие юридические курсы в г. Москву, а на его место прокурором РСФСР назначается Григорьев Александр Степанович, работавший до этого Царицынским губернским прокурором. На момент назначения на должность Калмыцкого областного прокурора он достиг 35-летнего возраста, имел высшее образование, полученное на юридическом факультете Московского университета. Проработав более трех месяцев, в августе 1923 года прокурором РСФСР он освобождается от занимаемой должности и направляется по новому месту работы в г. Череповец. На должность Калмыцкого областного прокурора назначается Манкиров Галзан Манкирович, видный государственный и общественный деятель калмыцкого народа.
     Так с осени 1922 по лето 1924 года проходило рождение и становление прокуратуры Калмыцкой автономной области.

Контактная информация

 


Адрес:
358000, Россия, Рес. Калмыкия,
г.Элиста, ул. Самохина, 1


Контактные телефоны
Приёмная: 8 (847-22) 3-56-00

Дежурный прокурор:

9.00-18.00 Суббота-воскресенье, круглосуточно

8-960-897-00-77

8 (847-22) 3-56-14

Прием граждан: 

8 (847-22) 3-56-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

 

Поиск по сайту