Сегодня, 19 Ноябрь 2017
Создано 11.10.2013 19:37

Капитальный ремонт: новеллы и проблемы

07.06.2013 Народным Хуралом (парламентом) РК принят Закон РК "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия". Необходимость принятия данного закона была вызвана поправками в Жилищный кодекс РФ, вступившими в силу 26.12.2012. Если говорить в общем – эти изменения связаны с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядка его финансирования.

В чем заключается нововведения? Сейчас собственники помещений в многоквартирном доме будут обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Для этого согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в состав платы собственников за жилое помещение и коммунальные услуги включается обязательный ежемесячный взнос на капитальный ремонт. Таким образом, из состава платы за содержание и ремонт изъята плата за услуги и работы по капитальному ремонту, которая преобразована в самостоятельную составляющую - взнос на капитальный ремонт. Данное изменение продиктовано необходимостью накопления средств для осуществления работ капитального характера в специальном фонде.

Устанавливать минимальный размер такого взноса уполномочен субъект РФ в соответствии с методическими рекомендациями, которые должен утвердить уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п. 8.2 ст. 13, ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ). При этом собственники могут принять решение об установлении взноса в повышенном размере (ч. 8.2 ст. 156 ЖК РФ). Приказом Минрегиона России от 10.07.2013 N 288 утверждены  Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт. Следует отметить, что в настоящее время органами государственной власти только ведется работа по определению  минимального размера такого взноса.  Осуществлять взносы на капитальный ремонт в минимальном размере обязаны все собственники помещений в МКД (п. 1 ст. 169 ЖК РФ). Исключение установлено только для собственников помещений в тех домах, которые признаны аварийными, а также для собственников, чьи помещения и земельный участок под домом изымаются для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 169 ЖК РФ). Остальные при наступлении определенных обстоятельств могут лишь приостановить отчисление взносов на капремонт на некоторое время (см. п. 8 ст. 170 и п. 4 ст. 181 ЖК РФ).

Обязанность по оплате ежемесячных взносов возникнет у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Суммы взносов, проценты за просрочку их уплаты собственниками помещений, а также проценты, начисленные банком за пользование находящимися на специальном счете средствами, образуют фонд капитального ремонта. Собственники помещений вправе выбрать один из способов формирования такого фонда: они могут перечислять взносы на капремонт на специальный счет либо на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ).

Срок для принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не может превышать двух месяцев с момента официального опубликования утвержденной Правительством РК региональной программы капитального ремонта, в которую включен МКД, в отношении которого решается вопрос о формировании фонда. При этом уже за месяц до окончания вышеуказанного срока орган местного самоуправления должен созвать общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Это своеобразная превентивная мера, если не поможет и она, орган местного самоуправления "назначит" способ формирования фонда на счете регионального оператора (п. 7 ст. 170 ЖК РФ).

Владельцем специального счета, который открывается в российских кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, может быть ТСЖ, жилищный или иной специализированный кооператив, а также региональный оператор (ч. 2, 3 ст. 175, ч. 2 ст. 176 ЖК РФ).

Региональный оператор - это специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом РФ и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Указанная организация исполняет функции технического заказчика работ (п. 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений одних многоквартирных домов, могут на возвратной основе использоваться для финансирования ремонта в других домах.

По Закону РК учредителем регионального оператора является Республика Калмыкия. Региональный оператор создается решением Правительства Республики Калмыкия, которым утверждаются учредительные документы регионального оператора и назначаются его органы управления.

Финансирование расходов на капитальный ремонт будет производится региональным оператором  на основании договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, заключенного с собственниками помещений, принявшими решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также с собственниками помещений, не принявшими решения о способе формирования фонда капитального ремонта.

Взносы граждан на капитальный ремонт могут использоваться региональным оператором на  возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества и в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, при этом использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования.

Порядок очередности проведения капитального ремонта для целей формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта будет осуществляться исходя из года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома,  даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома и степени готовности многоквартирного дома к капитальному ремонту (наличие проектной и иной необходимой документации).

Законом республики помимо минимального перечня работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в МКД, установленному ЖК РФ,а это  ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;  ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;  ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу МКД;  утепление и ремонт фасада; установка коллективных (общедомовых) приборов учета (ОПУ) потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);  ремонт фундамента МКД, установлен дополнительный. К таким видам работ и услуг отнесены -  изготовление проектной документации на капитальный ремонт; проведение экспертизы проектной документации; услуги по строительному контролю (проведение технадзора) за выполнением работ по капитальному ремонту;  проведение энергетического обследования многоквартирного дома.

При этом следует отметить, что эти работы и услуги финансируются  за счет фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, а никак не за счет повышенных взносов или иных источников.

И только та часть фонда, которая образована за счет взносов на капитальный ремонт, превышающих минимальный размер (если изначально собственники приняли решение об отчислении средств в фонд в большем размере), может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД сверх "минимального" перечня (опять же по решению общего собрания собственников).

Контроль за формированием фонда капитального ремонта  обязан осуществлять орган государственного жилищного надзора.

Кроме того, региональный оператор обязан по запросу собственника помещения в МКД или иного уполномоченного лица представлять сведения, касающиеся движения средств, поступивших на счет оператора в виде взносов.

Привлечение региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах будет осуществляться на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Республики Калмыкия.

Это самые основные моменты, которые связаны с нововведениями по капитальному ремонту. На мой личный взгляд, в нынешней ситуации собственникам помещений в многоквартирных домах  необходимо более активно использовать предоставленные жилищным законодательством права, в том числе право по самостоятельному распоряжению взносами на капитальный ремонт, а не передавать их управление региональному оператору.

Конечно, это новеллы и время и практика покажет, какие проблемы и вопросы возникнут при реализации республиканского закона, возможно, а это наверняка,  он потребует доработки.

  Старший помощник прокурора республики по взаимодействию с законодательными ( представительными) и исполнительными органами РК, органами местного самоуправления  Унгарлинова И.Н.

 

 

 

 

 

Контактная информация

 


Адрес:
358000, Россия, Рес. Калмыкия,
г.Элиста, ул. Самохина, 1


Контактные телефоны
Приёмная: 8 (847-22) 3-56-00

Дежурный прокурор:

9.00-18.00 Суббота-воскресенье, круглосуточно

8-960-897-00-77

8 (847-22) 3-56-14

Прием граждан: 

8 (847-22) 3-56-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 

Поиск по сайту