Создано 30.07.2013 16:30
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ТАРИФОВ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕНастоящие методические рекомендации разработаны с целью организации качественного изучения прокурорами муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих тарифы в жилищно-коммунальной сфере. При проверке законности таких актов необходимо оценивать их на соответствие: - компетенции соответствующего муниципального образования, - полномочиям издавшего органа либо должностного лица, - порядка принятия и вступления его в силу, - формы правового акта требованиям ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, - Конституции РФ, федеральным законам, Степному Уложению (Конституции) РК, законам РК, уставу муниципального образования, муниципальным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие полномочия муниципальных образований (района, поселения) в рассматриваемой сфере правоотношений (ст.ст.14,15,17 ФЗ № 131-фз). Статьей ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: - установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; - регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселении. Конкретизация данных полномочий дана в так называемых отраслевых федеральных законах: Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". По общему правилу, установленному п.4 ч.4 ст. 4 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта РФ, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Вместе с тем, частью 7 ст. 4 названного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления республики полномочиями в указанной сфере в установленном порядке не наделялись. Пунктом 3 ч.1 ст. 5 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям представительных органов муниципальных образований отнесено установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Кроме того, пунктом 7 ч.2 ст.5 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определено, что органы местного самоуправления устанавливают: - надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Региональной службой по тарифам РК для соответствующего муниципального образования (полномочие представительного органа муниципального образования), - тарифы на подключение (технологическое присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (технологическое присоединение) Нижние и верхние пределы периодов действия тарифов и надбавок, устанавливаемых органами местного самоуправления, регламентированы ст.13 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений закреплены в ст.14 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 156 ЖК РФ органами местного самоуправления устанавливаются размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что частью 2 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Таким образом, поскольку органы местного самоуправления республики в установленном порядке не наделялись полномочиями в области установления вышеперечисленных тарифов, поэтому они не вправе устанавливать тарифы на водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе на поставку бытового газа в баллонах, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), а уполномочены на установление размера платы за: - за пользование жилым помещением (платы за наем); -за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; -за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. В п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, перечислено, что включается в понятие «содержание жилого помещения». Согласно п.11 указанных Правил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, отнесены к содержанию жилого помещения. Между тем, изучение содержания справочной системы «КонсультантПлюс» показало, что до настоящего в большинстве муниципальных образований действуют решения представительных органов местного самоуправления, которыми утверждены тарифы на коммунальные услуги (сбор и вывоз бытовых отходов) для населения, промышленных и непромышленных предприятий; тарифы по оплате за содержание и ремонт жилого помещения для населения, тарифы по оплате за найм жилья для населения, а также нормативы потребления коммунальных услуг для населения. Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О теплоснабжении" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) Статьей 6 данного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, по реализация предусмотренных частями 5 - 7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Исходя из содержания частей 5-7 ст.7 данного Федерального закона органы местного самоуправления поселений, городских округов не вправе регулировать цены(тарифы) на тепловую энергию. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О водоснабжении и водоотведении" В соответствии с данным Федеральным законом, вступившим силу с 01.01.2013, полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и являются прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, определены в ст.31 данного федерального закона. Поэтому нормативные правовые акты муниципальных образований, которыми установлены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды. Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; 6) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); 7) тариф на транспортировку горячей воды; 8) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения. 9) тариф на водоотведение; 10) тариф на транспортировку сточных вод; 11) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения - с 01.01.2013 подлежат признанию утратившими силу. В случае бездействия органа местного самоуправления указанные акты муниципального образования подлежат опротестованию прокурором. При этом следует учитывать, что в соответствии с п.2.3 приказа ГП РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» с момента изменения федерального законодательства в течение месяца прокурорами осуществляется сверка действующих нормативных правовых актов в органах местного самоуправления, по результатам которой составляются соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством. Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О газоснабжении в Российской Федерации". В соответствии со ст.21 названного Федерального закона регулирование цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа отнесено к компетенции Федеральной службы по тарифам. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В соответствии со ст.ст.4, 23,23.1 названного Федерального закона органы местного самоуправления не вправе регулировать цены (тарифы) на электрическую энергию. |
Контактная информация
Дежурный прокурор: 9.00-18.00 Суббота-воскресенье, круглосуточно 8 Прием граждан:
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Календарь
Поиск по сайту |