Сегодня, 19 Ноябрь 2017
Создано 27.05.2011 05:00

Доклад прокурора Республики Калмыкия Табельского С.В.

Доклад прокурора Республики Калмыкия Табельского С.В. на заседании Совета представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Калмыкия 26 мая 2011 года. 

На сегодняшний день коррупция является одной из самых существенных проблем нашего государства. Основная опасность заключается в ее негативном влиянии на основы государственного устройства, реализацию прав и свобод человека и гражданина, развитие демократических институтов общества. Не случайно Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. относит коррупцию к числу основных источников угроз национальной безопасности.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является одной из действенных мер по профилактике и преодолению коррупции. Ведь чаще всего коррупционные проявления связаны именно с правотворчеством и правоприменением. Отступление от правовых предписаний, их нарушение, использование в корыстных целях способствуют явлению коррупции .

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации на прокурорах лежит обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

- прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

- государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

-социальных гарантий лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Обязанность проведения этой работы прокурорами предусмотрена и Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА».

Крайне важно осуществлять раннее выявление коррупциогенных факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения. 

Результаты показывают, что прокурорский надзор в этой сфере способствуют эффективному выявлению и устранению коррупциогенных факторов. 

В течение 2010 и I квартала 2011 года органами прокуратуры республики изучено на предмет наличия коррупциогенных факторов более полутора тысяч нормативных правовых акта и почти 1000 их проектов. На основе проведенного анализа выявлено свыше 400 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, большинство из которых противоречили федеральному законодательству. 

Горрайпрокурорами принесено почти 300 протестов, внесено 30 требований об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов, направлено 30 информационных писем. На основе принятых мер прокурорского реагирования приведено в соответствие с федеральным законодательством 370 нормативных правовых актов и их проектов, что составляет 90% от выявленных.

Наибольшее количество нарушений выявлено в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений (в том числе при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд), здравоохранения и социального развития, использования государственной и муниципальной собственности и управления ею, использования и предоставления земельных участков, государственной поддержки предпринимательства.

Так, в проекте закона Республики Калмыкия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Калмыкия по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» выявлен коррупциогенный фактор, содержащий неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам, предъявляемые для реализации принадлежащих им прав. 

Указанный проект не только не устранял, но и воспроизводил содержащийся в действующем республиканском законе коррупциогенный фактор. 

Наличие одинаковых полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти без четкого разграничения их компетенции содержал проект республиканского закона «О внесении изменений в Закон «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия», т.е содержал коррупциогенный фактор в виде широты дискреционных полномочий, выраженный в наличии дублирующих полномочий органов государственной власти.

Подобная ситуация создавала условия для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов государственной власти. 

По протесту прокуратуры республики приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством постановление Правительства республики, которым утвержден Порядок реализации Республикой Калмыкия преимущественного права на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В результате принятых мер исключены положения, предусматривающие обязанности продавца земельного участка представлять в Правительство ряд документов, не предусмотренных земельным законодательством.

По требованию прокуратуры республики исключены коррупциогенные факторы, содержащиеся в нормативных правовых актах, утверждающих Порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам земель, порядок финансирования мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в виде широты дискреционных полномочий, в связи с отсутствием сроков принятия решения. 

Органами прокуратуры республики особое внимание уделялось изучению актов и их проектов, изданных в потенциально коррупциогенных сферах правоотношений, в том числе таких, как размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

К примеру, Положением о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству принятие ряда решений в процессе размещения заказов для государственных нужд возлагалось одновременно как на уполномоченный орган, так и на государственных заказчиков. Тем самым создавало условия для всевозможных злоупотреблений и размывало ответственность конкретных должностных лиц за свои действия и решения.

На муниципальном уровне повсеместно уставы муниципальных образований содержали положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.

 Коррупциогенность указанных нормативных актов является результатом недостаточной работы органов местного самоуправления по своевременному приведению уставов муниципальных образований в соответствие с вновь принимаемыми изменениями и дополнениями в федеральное законодательство. 

Анализ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в сфере управления и распоряжения собственностью за проверяемый период свидетельствует, что наиболее распространенные нарушения в указанной сфере связаны с отсутствием правового регулирования.

Так, при принятии бюджета города Элисты на 2010 г. не был утвержден Прогнозный план (программа) приватизации имущества, находящегося в собственности города Элисты. В связи с этим прокурором города в городское Собрание направлена информация. 

Представительными органами СМО Целинного района в нарушение требований ст.72 Земельного кодекса РФ не был разработан и принят Порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель.

Муниципальными образованиями Кетченеровского, Ики-Бурульского районов республики не были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия приватизации муниципального имущества. Отсутствие административных процедур создает условия злоупотребления служебным положением должностным лицам.

По представлениям прокуроров соответствующих районов пробелы в муниципальном нормотворчестве устранены и разработаны соответствующие акты.

Значительное количество нарушений допускается органами местного самоуправления путем принятия незаконных правовых актов. К примеру, Лаганским РМО принято Положение об аренде зданий, сооружений и нежилых помещений, в котором были определены способы сдачи в аренду помещений, не предусмотренные федеральным законодательством.

На момент прокурорских проверок на уровне сельских муниципальных образований отдельными ОМС не были разработаны и приняты решения по вопросу установления порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. 

Значительное количество выявленных коррупциогенных факторов в муниципальных правовых актах связано как с повышением уровня надзорной деятельности прокуроров в данном направлении, так и недостаточно эффективной самостоятельной работой в области противодействия коррупции со стороны органов местного самоуправления.

Своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия актов не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей, но и позволит совершенствовать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, и , в конечном итоге, не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.

Полагаю, что конструктивное взаимодействие органов прокуратуры и представительных органов республики и впредь будет способствовать повышению эффективности работы, направленной на совершенствование регионального законодательства.






Контактная информация

 


Адрес:
358000, Россия, Рес. Калмыкия,
г.Элиста, ул. Самохина, 1


Контактные телефоны
Приёмная: 8 (847-22) 3-56-00

Дежурный прокурор:

9.00-18.00 Суббота-воскресенье, круглосуточно

8-960-897-00-77

8 (847-22) 3-56-14

Прием граждан: 

8 (847-22) 3-56-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

   

Календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
 

Поиск по сайту