Сегодня, 16 февраля 2020
Городовиковский район Ики-Бурульский район Кетченеровский район Лаганский район Малодербетовский район Октябрьский район Приютненский район Сарпинский район Целинный район Черноземельский район Юстинский район Яшалтинский район Яшкульский район

Прокуратура Республики Калмыкия разъясняет

Создано: 28.02.2011 20:19

Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Просмотров: 10017

В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности, а также пресечения нарушений закона государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, в процессе осуществления ими государственного контроля, издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 2008 г. № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности". С учетом требования о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в настоящем законе определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Каково ваше отношение к данному нововведению?

Государством уделяется большое внимание правовой защите предпринимательской деятельности и органы прокуратуры Российской Федерации в последние годы стали неотъемлемым элементом в этом правозащитном механизме.

Приказом Генерального прокурора РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» (далее - приказ № 53) определены задачи и цели деятельности прокуроров в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. В частности, появились нормы, предписывающие прокурорам осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, исключить факты вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами, обеспечить постоянный надзор над исполнением Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», противодействовать рейдерским захватам. Особое внимание в плане защиты прав предпринимателей уделено сфере надзора над оперативно-розыскной деятельностью, а также регистрационно-учетной работой органов, осуществляющих уголовное преследование. Кроме того, прокурорам предписано обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на рассматриваемом участке, активно использовать в этих целях возможности средств массовой информации.

В рамках реализации положений действующего приказа прокурорами на региональном и районном уровнях созданы предпосылки для ведения непосредственного открытого диалога с представителями бизнес-сообщества по вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей. Более того, в прокуратуре республики функционирует интернет-сайт, куда может обратиться каждый, кто имеет информацию о коррупционных проявлениях. Эти и другие организационные меры позволили значительно увеличить объем необходимой прокурорам информации о нарушениях законов в рассматриваемой сфере, а значит, более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.

Законодательные новеллы, закрепившие на самом высоком уровне роль прокуроров в обеспечении законности в предпринимательской сфере, нормативно материализовались в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), вступившем в силу с 1 июля 2009 года.

Прежде всего, данный закон повысил роль прокурора, наделив его новыми полномочиями по согласованию внеплановых проверок и утверждению плана выездных проверок органов контроля.

В силу того, что Закон о защите распространяется на деятельность по осуществлению внеплановых проверок органов не только государственного контроля (надзора), но и органов муниципального контроля, круг поднадзорных прокурору субъектов в рассматриваемой сфере стал шире за счет муниципалов. Кроме того, дополнены и основания для проведения внеплановой проверки, когда требуется согласование с прокурором. Так, помимо просто угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, презюмируется и собственно причинение такого вреда, причем круг подвергшихся угрозе вреда или непосредственному его причинению объектов расширился за счет животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наконец, в Законе закреплено, что внеплановая проверка согласовывается не с прокурором субъекта Федерации, а с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Позитивный характер последней новеллы заключается в следующем. Во-первых, реализация закрепленной в Указе Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» посылки, адресующей только к прокурору субъекта Федерации, не допускала бы участие в процедуре согласования внеплановых проверок даже заместителей такого прокурора, хотя применительно к абсолютному большинству надзорных полномочий они обладают равными с прокурором возможностями.

На органы прокуратуры рассматриваемым Федеральным законом № 294-ФЗ возложен и ряд иных полномочий. Во-первых, они должны осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежеквартальный мониторинг внеплановых выездных проверок. Как известно, понятие мониторинг означает наблюдение и уже активно используется в практической деятельности прокуроров. Например, в упомянутом выше приказе № 53 прокурорам предписано осуществлять постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Используются в ведомственной нормативной базе такие понятия, как мониторинг правовых актов органов власти и местного самоуправления, мониторинг ведущих средств массовой информации и ряд других. Безусловно, и рассматриваемое направление мониторинга найдет свою конкретизацию в акте Генерального прокурора РФ. По нашему мнению, речь должна идти о сверке прокурорами заявленных контролирующими органами и реально проведенных ими контрольных мероприятий, а также об анализе результатов таких проверок.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона, его положения не распространяются на надзорную деятельность органов прокуратуры.

Субъект предпринимательской деятельности имеет право обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что физические и юридические лица могут обратиться за защитой своих прав в органы прокуратуры. Поясните полномочия прокуратуры в данном вопросе.

В соответствии с Законом о прокуратуре физические и юридические лица могут обратиться за защитой своих прав в органы прокуратуры. Субъекты предпринимательской деятельности также вправе обратиться в органы прокуратуры за защитой своих прав.

Деятельность по рассмотрению обращений в органах прокуратуры регламентирована Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ.

По результатам рассмотрения обращений в случае выявления нарушений законодательства прокурор принимает меры реагирования, в том числе решает вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности в установленном законом порядке.

По итогам 2009 года как часто предприниматели обращаются в прокуратуру и по каким вопросам?

В органы прокуратуры предприниматели обращаются по различным вопросам.

К примеру, в 2010 году в прокуратуру республики поступило 25 обращений по вопросам нарушения законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, в результате рассмотрения которых признано обоснованными и удовлетворено 2 обращения.

К наиболее распространенным можно отнести обращения о нарушениях требований закона контролирующими органами при проведении проверок; о создании различных административных барьеров при реализации организации предпринимателями своих прав, о волоките при рассмотрении заявлений.

Какую информацию обязаны предоставлять субъекты предпринимательской деятельности по запросу прокуратуры? 

Согласно ст.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Какой-либо определенной формы запроса прокурора о предоставлении информации законодательством не установлено.

Какую ответственность несут юридические лица за отказ в предоставлении той или иной информации о своей деятельности?

Лица, умышленно не выполнившие законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, несут административную ответственность.

Согласно ст. 17.7 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Каким образом прокуратура реализует полномочия по согласованию выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса?

С учетом внесенных в федеральное законодательство изменений и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Приказ № 93).

Приказом № 93 установлен порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в контролирующие органы обращений и заявлений, а также сведений из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда или непосредственного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами малого или среднего бизнеса.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры, рассматриваются в день их поступления. При этом оценивается законность проведения внеплановой выездной проверки.

При поступлении заявлений, а также иных установленных законодательством документов, из контролирующих органов о согласовании внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса органами прокуратуры проверяются полномочия того или иного органа контроля на наличие дублирования контрольных действий.

По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, заместителем прокурора или непосредственно прокурором принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

 Решения об отказе в согласовании внеплановой выездной поверки выносятся по основаниям, предусмотренным ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ (отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании, отсутствие оснований для проведения проверки, несоблюдение требований к оформлению решения органа контроля о согласовании проверки и др.).

 В 2010 году органами прокуратуры республики согласовано 66 внеплановых выездных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Отказано в согласовании проверок в отношении 59 субъектов предпринимательства.

В основном, причинами принятия решений об отказе в согласовании внеплановых выездных проверок явились несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки; отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки.

После завершения внеплановой выездной проверки органы контроля направляют в прокуратуру акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

Каким образом осуществляется мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности?

В целях осуществления мониторинга в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры налажено информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

 В органы прокуратуры регулярно поступает информация о проведенных проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам полученных сведений проводятся обобщения, в том числе для совершенствования надзорной практики.

Кроме того, прокурорами в 2010 году проведено 153 проверки в органах контроля (надзора) по исполнению требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По результатам проведенных проверок в 2010 г. органами прокуратуры выявлено 187 нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено 37 представлений, по результатам рассмотрения представлений 41 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

При осуществлении надзора за законностью правовых актов в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2010 году органами прокуратуры республики выявлено 22 незаконных правовых акта; принесен 21 протест; отменено по протестам прокуроров 18 незаконных правовых актов, направлено в суд 1 заявление о признании нормативно-правового акта недействующим в части.

Частью 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривает обязанность Генеральной прокуратуры России размещать на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года ежегодный сводный план проведения плановых проверок. Не считаете ли вы, что данная норма предоставит недобросовестным предпринимателям возможность "завуалировать" свои нарушения или попытаться договориться с проверяющим?

Федеральный закон № 294-ФЗ вступил в силу, и мы обязаны его исполнять. В соответствии с его положениями конечной целью проверок государственного и муниципального контроля является не только наказание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и, в первую очередь, предотвращение нарушений законодательства, их профилактика. Таким образом, если предприниматели будут готовиться к проведению плановых мероприятий в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на текущий год, размещенным на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации и контролирующих органов, то они будут устранять допущенные при осуществлении своей деятельности нарушения.

Какими способами осуществляется взаимодействие органов прокуратуры и субъектов предпринимательской деятельности и достаточно ли полно происходит данный процесс?

Для обеспечения эффективного взаимодействия органов прокуратуры, органов исполнительной власти, иных уполномоченных государственных органов с предпринимательским сообществом и в целях предупреждения, выявления и пресечения фактов нарушений прав хозяйствующих субъектов с 2008 года при прокуратуре Республики Калмыкия функционирует Общественный Совет по защите малого и среднего бизнеса.

Работа Общественного Совета осуществляется на принципе планирования направлений деятельности, предварительно обсуждаемых его членами с учетом актуальности проблем, возникающих в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, роль органов прокуратуры в непростых современных социально-экономических условиях возрастает, что обусловлено многими факторами, в том числе необходимостью противостоять надзорными средствами произволу чиновников, сделать более открытой информацию о проводимых проверках, а это позволит заметно снизить уровень «заказных» контрольных мероприятий. Вместе с тем и бизнес-сообщество, получив хорошую поддержку в лице прокурора, обязано в свою очередь принимать все меры к формированию цивилизованного рынка, не злоупотребляя вновь приобретенными защитными механизмами.


   



 

Обращение прокурора

Тютюник Роман Николаевич


Прокурор

Республики Калмыкия
Государственный советник

юстиции 3 класса

 

Уважаемые посетители сайта!

Рад приветствовать Вас на сайте прокуратуры Республики Калмыкия.

Защита интересов государства и каждого гражданина - вот два основополагающих принципа, которых придерживаются работники прокуратуры. Бесспорно, что правовые знания, своевременная и достоверная информация о деятельности прокуратуры необходимы всем.

Надеюсь, что этот сайт будет полезным и интересным источником информации о работе органов прокуратуры Республики Калмыкия.

 

Контактная информация

Адрес:
358000, Россия, Республики Калмыкия,
г.Элиста, ул. Самохина, 1


Контактные телефоны

Дежурный прокурор:

9.00-18.00 Суббота-воскресенье, круглосуточно

8  

Прием граждан: 

   

Обращения граждан

Уважаемые посетители!
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» в органах и учреждения прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

 

  

 

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1

 

Поиск по сайту