Создано 18.12.2009 21:20

Причины увеличения налога на имущество физических лиц.

      В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон РФ №2003-1), определяющим плательщиков налогов, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогообложению и порядок исчисления и уплаты налогов, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. 

      Пунктом 4 ст. 5 Закона РФ №2003-1 предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов по состоянию на 1 января текущего года.

      Согласно п. 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992 г., оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.  

      Главой III указанного выше Порядка предусмотрено, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ №2003-1 оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 г. по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР N 94 от 11 мая 1983 г. и письмами Госстроя СССР N 14-Д от 6 сентября 1990 г. (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР N 15-148/6 и N 15-149/6 от 24 сентября 1990 г. (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается единый функциональный показатель - кубический метр.

       Распоряжением Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р определено, что органам исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга до 1 июля 1992 г. надлежит обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется местными бюро технической инвентаризации с привлечением при необходимости на договорной основе страховых, проектных, строительных и иных организаций.

       Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31.12.2008 №481 «Об утверждении коэффициентов оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2009 год» установлены коэффициенты оценки к ценам 1991 года для жилых домов, квартир, гаражей, садовых домиков в размере 72, 123; магазинов, киосков, кафе и других строений в размере 91, 529, а также понижающие коэффициенты, в том числе для г.Элиста - частные жилые дома - 0,85; гаражи, садовые домики – 0,70; квартиры в многоквартирных домах, магазины, киоски – 1,00. 

       Органам технической инвентаризации при определении восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для их налогообложения необходимо руководствоваться утвержденным настоящим Постановлением коэффициентами».

       Необходимо отметить, что на величину налога на имущество влияет не только увеличение инвентаризационной стоимости, но и налоговые ставки, устанавливаемые органами местного самоуправления, опираясь на федеральное законодательство, в которых определены их пределы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, принадлежащие физическим лицам на праве собственности и находящиеся на территории того или иного муниципального образования. Так, ставки по г.Элиста в настоящее время по жилому фонду составляют: до 300 000 руб. – 0,1%; от 300 000 до 500 000 руб. – 0,3 %; от 500 000 до 750 000 руб. – 0,3 %; от 750 000 до 1 500 000 руб. – 0,3%, свыше 1 500 000 рублей - 0,5 %. 

       Таким образом, если общая инвентаризационная стоимость всего имущества в 2008 году составляла меньше 1500 000 рублей и применялась ставка налога 0,3 процента, то в 2009 году после повышения инвентаризационной стоимости, недвижимость переходит в другую ценовую категорию, и ставка налога составит 0,5 процента. 

       Все эти условия в совокупности влекут увеличение сумм налога на имущество физических лиц.  

      В случае, когда объект недвижимости принадлежит не одному, а нескольким владельцам на праве долевой или совместной собственности, то сначала в зависимости от предела, в котором находится инвентаризационная стоимость квартиры, определяется ставка налога на имущество, а только потом стоимость объекта делится пропорционально доли на всех правообладателей квартиры. Единственная возможность снизить ставку налога, это выделение в натуральном виде доли квартиры и оформление технических паспортов с отдельной инвентаризационной стоимостью комнат.